Американские химики предложили простой и экономически оправданный химический процесс обратимого использования химического вещества борана аммония (боразана) для генерации водорода в водородных двигателях автомобилей будущего.
Боран аммония является твердым веществом, выделяющим большие количества водорода при легком нагревании или воздействии катализатора - более 20% массы вещества испаряется в виде водорода, который можно использовать для выработки энергии.

Несмотря на то, что такая схема получения водорода была известна уже достаточно давно, исследователям впервые удалось предложить метод превращения образующегося в результате вещества полиборазилена обратно в боразан. Для этого химики в статье, публикуемой в журнале Science в пятницу, предлагают использовать другое вещество, гидразин, растворенное в жидком аммиаке под давлением.

Небольшое нагревание этих компонентов до 60 градусов Цельсия в течение суток приводит к восстановлению примерно 95% израсходованного боразана. Согласно расчетам ученых, чтобы технология была коммерчески оправдана, необходимо снизить стоимость гидразина с существующих уровней. Это может быть достигнуто как в результате налаживания более масштабного производства химкомпонента, так и путем совершенствования технологий.

"Гидразин является токсичным компонентом и, разумеется, мы не предполагаем, что в рамках предлагаемой нами технологии восстановление боразана с его помощью будет происходить непосредственно в баке автомобиля с участием водителя. Мы предполагаем создание, вместо современной сети автозаправок, сети пунктов приема отработанных топливных баков и замены их на новые. Отработанные баки будут отправляться на специальные предприятия по восстановлению в них боразана и вновь распределяться по станциям", - сказал один из авторов статьи Джон Гордон (John Gordon) из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе (США) в интервью редакции журнала.

Ранее этот же коллектив ученых уже предлагал метод восстановления полиборазилена до боразана, однако предыдущая схема была многостадийной и требовала использования сложных реагентов.

Вновь предложенный метод получения водородного топлива для автотранспорта не потребует значительного изменения инфраструктуры нефтеперерабатывающих заводов и автозаправок, а потому наибольшей сложностью на пути его коммерческого использования является именно способ получения гидразина в промышленным масштабах, заявляют ученые.

Современные масштабы производства гидразина в мире составляют примерно 200 тысяч тонн в год. При этом он используется для получения полимеров, переработки отработанного ядерного топлива, а также как компонент высококипящего ракетного топлива.

Источник: http://www.rian.ru

Дополнительная информация