13–16 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге состоялась VI Всероссийская конференция «Экология и производство. Перспективы развития экономических механизмов охраны окружающей среды».
Одним из лауреатов конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент» стало ООО «Фирма «Новая экологическая компания» (член Гильдии экологов) Генеральный директор — Пономаренко Ирина Петровна Обстоятельный доклад сделал заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии Торгово-промышленной палаты, член Комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической безопасности, доктор химических наук, профессор Александра Соловьянов. Доклад был посвящен анализу новейших тенденций в нормативно-правовом обеспечении экологических проблем промышленных предприятий и организаций.
Соловьянов сформулировал некоторые общие тенденции государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности:
1. Регулярные преобразования природоохранных органов.
2. Ужесточение требований к предприятиям, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.
3. Попытка достижения консенсуса между органами государственного управления и предприятиями, оказывающими воздействие на окружающую среду.
4. Попытка децентрализации управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
5. Ориентация на внедрение международных (европейских) подходов к управлению в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Соловьянов далее сформулировал основные требования, выдвигаемые к природоохранной нормативно-правовой базе предпринимателями. К числу этих требований относятся:
1. Понятные, логически и экономически обоснованные «правила игры» (нормативно-правовая база), соответствующие социально-экономическим условиям и научно-техническому уровню развития.
2. Разумное число административных ограничений — требований к осуществлению хозяйственной деятельности.
3. Преемственность и последовательность в развитии нормативно-правовой базы.
4. Возможность конструктивного диалога с органами представительной и исполнительной власти при подготовке новых нормативно-правовых актов.
5. Возможность защиты своих интересов в суде от произвола органов государственного управления на любом уровне.
6. Низкая коррупционноемкость.
Общее состояние российской природоохранной нормативной базы, по мнению Соловьянова, оставляет желать лучшего. Причины этого он обозначил так:
1. Изменения политического курса, неоднократные преобразования системы органов государственного управления.
2. Низкая «прозрачность» принятия управленческих решений, отсутствие конструктивного диалога с хозяйствующими субъектами.
3. Подавляющее преобладание экономических интересов при принятии управленческих решений.
4. «Вымывание» профессиональных кадров из органов государственного управления и организаций — разработчиков нормативно-правовых документов.
5. Ориентация на принятие «рамочных» законов вместо законов прямого действия.