Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)", внесенный правительством России. Задача рассматриваемого закона - внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами". Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.

"В соответствии с Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и о безопасности обращения с РАО (для России вступила в силу 19 апреля 2006 года) необходим законодательно установленный правовой режим обращения с вновь образующимися и ранее накопленными РАО, - пояснил директор природоохранных программ общероссийской общественной организации "Зеленый патруль" Роман Пукалов. - Мы обеими руками за создание единой государственной системы обращения с РАО, основными субъектами которой станут орган государственного управления в области обращения с РАО (в проекте прямо указано, что этим органом назначается госкорпорация "Росатом") и национальный оператор по обращению с РАО. При этом отдельным положением определено, что захоронение РАО могут осуществлять только национальный оператор и определенные правительством РФ отдельные крупные производители РАО, а не мелкие частники".

"У нас очень много остатков РАО прежних, советских времен. Нужно вести централизованно и учет, и обращение единой государственной организацией. Кроме того, вопрос утилизации очень зависит от денег, - полагает эксперт. - Сейчас нужны массированные вливания госбюджетных средств. Именно из-за того, что за период 90-х годов и начала 2000-х в лучшую сторону мало что менялось. РАО как лежали, так и лежат. Проблема со старыми отходами заключается в том, что нужно поднимать тему перетаривания. Мало просто создать реестр и кадастр, как предполагает проект закона. Да, не зная, где, что и в каком количестве и условиях хранится, трудно расставить приоритеты. Но кроме этого необходимо проведение рекультивационных мероприятий на местах захоронения. И хорошо, что по закону подразумеваются четкие обязательства по финансированию захоронения РАО, а размеры отчислений устанавливаются на основе единых тарифов".

"В закон, я считаю, нужно вносить и, казалось бы, очевидные для безопасности моменты, например о том, что все радиоактивные отходы должны быть безопасны для населения и окружающей среды. Речь идет, в том числе, и о старых отходах, - отметил Пукалов. - Всерьез и Германия, и Франция, и Нидерланды, и США на эту тему задумались еще с начала 90-х годов. Проводили рекультивационные мероприятия, информация просочилась в прессу. Как раз после распада Советского Союза на эту тему стали открыто говорить. Во всех странах в соответствии с законодательством используется принцип контролируемого хранения. Многие отходы будут храниться тысячелетиями. При этом важна именно возможность обращения с ними будущих поколений, чтобы они могли контролировать процесс и следить за ним. Этот принцип признается во всех странах. Также везде принят принцип снижения объема РАО. Увеличение их объема недопустимо. Во всех странах мира усилия направлены на выделение высокоактивной части, остекловывания, контроль их многосотлетнего хранения. Низкоактивные отходы стараются выделять из воды через те же нанофильтры и переводить их в высокоактивную и малообъемную часть. Принятие этого закона отрегулирует отношения по обращению с РАО на единой законодательной основе. В настоящее время законодательство РФ в этой сфере содержит отдельные положения, подзаконные акты - сейчас нормы и санпины описывают, что является высоко- и низкоактивными радиоактивными отходами и т. д. Они носят фрагментарный характер. Если все это включить в закон, то это будет уже более высокий статус и будет формироваться нормальная правовая база для обеспечения безопасного обращения с РАО. Это очень хорошо, потому что сейчас у нас хотя и развитое отраслевое нормотворчество, но лишь в форме подзаконных актов".

"Очень важен в обращении с РАО пример Франции, когда вопрос политики обращения с РАО был вынесен чуть ли не на референдум. Считаю, что французскую политику открытости и обсуждения с населением практики обращения с РАО нужно перенимать и вводить у нас. В законе об информации прописано, что сведения об экологической опасности и об объемах окружающей среды не могут являться секретными и составлять государственную тайну. Да, есть он-лайн карта всех работающих АЭС с их характеристиками в режиме реального времени. Считаю, что места хранения РАО тоже должны быть известны людям. Ведь у нас охотники, рыбаки, пастухи оказываются на территориях с высоким уровнем радиоактивности по незнанию. Это результат политики если не скрывания, то во всяком случае необсуждения с населением этих проблем. При всем при этом есть положительный пример Росатома, когда переселили деревню Муслюмово Челябинской области, сообщив людям, что происходит с рекой и окружающей средой. Это политика уже начала приносить свои плоды. И в этом серьезная заслуга Сергея Кириенко", - уверен эксперт.


Источник:
ИА REGNUM

Дополнительная информация